LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


8. Остановка
из книги "Устоять в одиночку"

Стьюарт Олиотт

Прежде чем перейти к рассмотрению следующих шести глав книги Даниила, мы сделаем небольшую остановку. Нам необходимо, взглянув со стороны на эти шесть глав, увидеть в их содержании нечто целое. Только тогда мы сможем рассмотреть их одну за другой.

Апокалипсичность

Вторая половина книги Даниила в корне отличается от первой. Прежде всего различие проявляется в изменении стиля. Первые шесть глав повествовательные и исторические, поэтому, читая их, чрезвычайно легко следить за ходом мысли. Содержание следующих шести глав в основном носит апокалипсический характер.

Что же это такое?

Это - особый вид еврейской литературы, самым ранним примером которой и являются последние шесть глав книги Даниила. Огромное множество подобной литературы было создано евреями между 200 г. до Р. X. и 100 г. после Р. X. Эти книги не были боговдохновенными и поэтому не включены в нашу Библию. Однако апокалипсические места встречаются у различных пророков, например, в книгах Исаии (24-27 гл.), Иоиля, Захарии (9-14 гл.). В Новом Завете также содержатся подобные места; это Елеонская проповедь нашего Господа в 24-й главе Евангелия от Матфея и достигшая предельного выражения апокалипсичности книга Откровения.

Апокалипсическая литература в основной создавалась для того, чтобы ободрять верующих людей во времена гонений. Основная тема таких посланий или книг всегда одна и та же - возрастание зла, забота Бога о Своем народе и уверения в том, что зло в конечном счете потерпит поражение. Единственное, что будет длиться вечно,- Царство Божье.

Все апокалипсические произведения выдают себя за откровения Божьи, ниспосланные каким-либо необычным образом, как правило, через видения и сны. Так возникали первые апокалипсические писания, и не удивительно, что эти утверждения были перенесены и на небоговдохновенные книги. Можно сказать, что все подобные апокрифы в той или иной мере основываются на увлекательных главах, содержание которых мы собираемся изучать.

Наиболее характерным признаком апокалипсической литературы является ее символизм. В книге Даниила (7-12 гл.) будущее течение истории открывается пророку при помощи образных чисел, зверей и рогов. Речь таинственна. В сущности временами она носит почти эксцентричный характер. Но в стремлении не поддаться искушению посчитать ее из ряда вон выходящей, нам стоит вспомнить, что она - сама скромность по сравнению с поддельными апокалипсисами, созданными в последующие годы. Их речь зачастую достигает исступленности, а безымянным авторам удалось переселить в свои мнимые видения целые зоопарки. Слово Божье свободно от причудливых крайностей подобного рода.

Апокалипсическая литература всегда является историей, написанной в форме пророчества. Конечно, в библейских апокалипсических писаниях изложение этой истории имеет подлинно пророческий характер. События будущего записывались до того, как они происходили. Совершенно иными являются апокалипсические писания, не относящиеся к Библии. Изложенные в них события уже миновали, и авторы просто фиксировали то, что уже произошло. Затем они приписывали все созданное ими уже давно умершему автору и пытались выдать свое произведение за подлинное пророчество. Но никого не удавалось провести надолго. Единственными откровениями, не оказавшимися впоследствии подделками, являются те, которые изложены на страницах Библии. Это еще одно доказательство, подтверждающее небесное происхождение Слова Божьего и его абсолютное отличие от простых измышлений человека.

Итак, мы подходим к рассмотрению глав, повествующих о бедах, которые предстоит пережить благочестивым. Они всегда будут жить во враждебном, преследующем их мире. Однако им не следует опускать руки и впадать в отчаяние. История в руках Божьих. Все события осуществляются согласно Его замыслам. Наступит время, когда Он положит конец власти зла и введет их в Свое вечное царство.

Замысел

Помня об этом, мы сможем понять общий замысел глав 7-12. Люди, которые в одиночку выступают за Бога, нуждаются в ободрении. Им недостаточно знать, как бороться без посторонней помощи; им также необходимо сознавать, почему стоит так поступать. Именно это становится ясным, когда верующий немного знает будущую историю мира и получает некоторое представление об открывающемся плане Бога, рассчитанном на века.

Кроме того, содержание глав, которые мы собираемся изучать, произвело удивительное воздействие на самого Даниила. Например, в 5-й главе он в полном одиночестве находится среди нечестивого окружения Валтасара и предрекает надвигающуюся смерть царя и немедленный захват Вавилонской империи мидянами и персами. Может ли кто-либо вообразить, какое мужество требуется для того, чтобы произнести такое предсказание. Из какого источника черпал Даниил силу, необходимую для этого? Почему он считал своим долгом сказать истину, не считаясь даже с собственной жизнью?

Мы найдем частичный ответ, прочитав 7 и 8-ю главы. В одной из них рассказывается о сне, а в другой о видении. Сон предвещает расцвет и падение империй, о которых уже шла речь в толковании сна Навуходоносора (глава 2). Даниил понял, что человеческая история предрешена небесным судом и согласно его постановлению вечно будет длиться только власть Господа Иисуса Христа. Видение, последовавшее за сном, относилось к более близкому будущему. Из него явствовало, что грядущая Мидо-Персидская империя уступит место Греческой империи. Один из ее правителей устроит страшные гонения на Божий народ, но как только он достигнет апогея своей власти, Бог погубит его.

Все это было открыто Даниилу до того, как он вошел в ту роковую ночь на пир Валтасара. Дважды он получил напоминание о том, что все события человеческой истории подчинены замыслам Божьим. Именно Бог постановил сменить Вавилонскую империю Мидо-Персидской. Зачем же ему бояться говорить об этом Валтасару? Дважды он был предупрежден о том, что зло не в силах одержать окончательную победу. Ему ли бояться противостать злу? Видения, изложенные в главах 7 и 8, показывают, что отстаивать дело Господа даже в одиночку - стоящее дело.

То же самое относится и к откровениям, изложенным в главе 9. Они были посланы через ангела Гавриила в ответ на молитвы Даниила в первый год царствования Дария. Является ли молитва, изложенная в девятой главе, одной из тех, что он возносил, переживая трудности, которые описаны в главе 6? Во всяком случае она дает нам некоторое представление о содержании молитв пророка и проливает дополнительный свет на причины, в силу которых окна его жилища были обращены к Иерусалиму. В результате откровений Гавриила Даниил проникся уверенностью в том, что евреи вернутся в Палестину, отстроят Иерусалим и в конце концов станут свидетелями прихода Мессии. У народа Божьего есть будущее. Так может ли он стыдиться своей принадлежности к этому народу? Не следовало ли ему, наоборот, открыто показать, что он на стороне Бога, даже если это признание будет стоить ему жизни? Если у зла нет будущего, то какой смысл капитулировать перед ним?

Имело место и еще одно соображение. Пережитое Даниилом на страницах 9-й главы показало ему, что Бог отвечает на молитвы, иногда даже посылает для этого ангела. Если Он слышит молитву из спальни, то что мешает Ему услышать ее из львиного рва? И разве не может ангел так же легко проникнуть и в львиный ров? Как видите, в данном случае именно это и произошло.

Но как быть с главами 10-12? Они содержат единственное видение, ниспосланое Даниилу, когда ему было по меньшей мере восемьдесят шесть лет. Мы видели, как события, изложенные в главах 7-9, помогли ему устоять в одиночку, но какой практический результат имело последнее видение? Престарелый пророк получил его, когда приближался к завершению своей жизни.

Многих пожилых и зрелых верующих временами преследуют сомнения. Дьявол не перестает искушать нас именно потому, что мы достигли преклонного возраста! Возможно ли, чтобы праведный Даниил прошел через подобный опыт? Задавался ли он когда-либо вопросом о том, стоило ли ему пройти через всю свою жизнь с репутацией "эксцентричного человека"? Не тратил ли он попусту время, мужественно отстаивая свои принципы? Может, было бы лучше пойти на компромисс?

Если у него когда-нибудь и возникали подобные мысли, то последнее видение, описанное в главах 10-12, быстро их развеяло. На этот раз он увидел не только Божьих ангелов, но и Самого Сына Божьего, и с новой силой убедился в том, что Бог управляет человеческой историей вплоть до ее конца. Видение содержало подробное предсказание истории Греческой империи и особенно правление жестокого Антиоха Епифана. Даниил узнал, что после его смерти народу Божьему придется пережить несказанные по силе гонения, которые возглавит не только Антиох, но и антихрист в последние времена существования мира. Он также понял, что, согласно Божьему закону, зло терпит поражение тогда, когда достигает своей вершины. Зло выиграет много сражений, но никогда не выиграет войну. Оно никогда не восторжествует окончательно. Бог всегда остается Богом, Его невозможно победить. Только те, кто сохранил Ему верность, обретут чудесное воскресение и вечный покой.

Разве мог Даниил когда-либо испытывать сожаление по поводу того, что столь долго и в полном одиночестве следовал этим путем?

То, что эти последние видения принесли Даниилу, они принесли и бесчисленным читателям, существовавшим с тех пор. Вновь и вновь мужчины и женщины свидетельствовали, что благодаря содержанию первых шести глав поняли, как следует оставаться верными Богу в одиночку, но именно благодаря последующим шести главам они поняли, почему это стоит совершать. Первыми подтвердили истинность этого верующие евреи, которые подверглись гонениям в царствование Антиоха Епифана (175-164 гг. до Р. X.). На протяжении многих самых безнадежных лет книга Даниила была их главным утешением, сотни ее копий изготавливались тайным образом и широко распространялись. Не подлежит сомнению, что ободрение, исходившее от этой книги, было основной причиной, позволившей столь многим не уступить силе зла. Как им это удалось? Благодаря пророческим видениям Даниила они узнали, что Антиох, как и все зло, уже осужден.

Множество поколений пришло и ушло с тех пор, но и сейчас во всем мире есть верующие, которые в одиночку отстаивают право жить для Бога. Возможно, вам приходится делать это у себя дома, в школе или в колледже, на работе. Если это так, вы, возможно, часто задаете себе следующий вопрос: "Чем все это кончится? Все окружающие живут так, словно не существует ни Бога, ни Христа, ни Библии, ни смерти, ни Божьего суда. Чем все это кончится?"

Иногда мы подходим к черте, у которой спрашиваем себя: "Есть ли смысл идти дальше? Я пытаюсь жить, сохраняя верность Богу, но, очевидно, все, чего мне удастся достигнуть, - это грубое обращение. Кажется, что за каждым углом меня ожидает раскаленная огнем печь или львиный ров. Что бы я ни совершал, как бы хорошо я ни поступал, жизнь моя, кажется, состоит из постоянных тревог. Есть ли какой-нибудь смысл продолжать, оставаясь в положении гонимого меньшинства?"

Слава Богу, продолжать стоит! Содержание следующих шести глав убедит нас в этом. Они покажут нам, почему есть смысл хранить верность Богу. Это их цель.

Содержание и истолкование

Анализируя содержание предыдущей части книги, мы должны были, собрав по мелочам факты, понять, что чтение шести завершающих глав предоставляет нам возможность переправиться не через шесть гор, а только через три.

Седьмая и восьмая главы образуют два склона первой горы. В главе 7 изложено видение четырех больших зверей, которые вышли из моря. Первые три зверя легко узнаваемы: это лев, медведь и барс. Но четвертый не поддается определению, у него десять рогов. Очень скоро, однако, все они остаются в стороне, и внимание сосредоточивается на описании одиннадцатого рога, который выходит вслед за другими и вытесняет некоторые из них. Но главная мысль главы заключается не в этом. Из дальнейших стихов становится также ясным Божественный суд, который управляет историей и уверяет, что никто не будет царствовать вечно, кроме Того, Кто "как бы Сын человеческий".

Что же все это означает? К счастью, книга Даниила содержит собственное истолкование, и даже если не поясняет некоторых деталей, никогда не оставляет нас в неведении относительно сущности сообщаемого. В данном случае имеет место очевидная параллель между четырьмя частями идола в описании сна Навуходоносора (глава 2) и образами четырех зверей, сменяющих друг друга. Оба сообщения охватывают период времени, продолжающийся от Вавилонской империи до утверждения царства Христа и включающий царства, которые возникали в промежутках между ними. Вторая глава не показалась нам трудной для понимания, не сложнее и содержание главы 7, за исключением описания десяти рогов и одиннадцатого рога, которое включает в себя новые детали.

Другой склон этой первой горы образует глава 8. Это видение овна с двумя рогами (особо упомянутого как Мидо-Персия), которого победил козел, пришедший с запада (о нем особо говорится как о Греции). Видение не выходит за рамки эпохи Греческой империи и концентрирует внимание на рассмотрении "небольшого рога", возникшего из нее. Этот "небольшой рог", о котором сообщается в главе 8, не следует отождествлять с рогом из предыдущей главы, поскольку он возникает не из четвертой империи, а из разделившейся третьей. Далее мы увидим, что речь в этой главе идет об Антиохе Епифане, и выясним, почему одна и та же терминология используется как в повествовании о нем, так и о роге из 7-й главы.

Вторая гора, о которой пойдет речь, это глава 9. В ней мы прочитаем о том, что, исследуя Писание, Даниил обнаружил пророчество Иеремии, согласно которому Вавилонское пленение должно было продлиться только семьдесят лет, и вычислил, что это время приблизительно подошло к концу. Это побудило его молить о ниспослании евреям Божьей милости, цель которой - их возвращение в Палестину. Прежде чем он окончил молиться, его навестил ангел Гавриил и заверил, что евреи действительно возвратятся из плена. Они отстроят Иерусалим и в конце концов окажутся свидетелями прихода Мессии.

Промежуток времени, отведенный, согласно предсказанию Гавриила, этим событиям, охватывал "семьдесят седьмин". За многие годы не выработалось единства взглядов по поводу того, что именно имел в виду Гавриил, и последние четыре стиха девятой главы по праву считаются самыми сложными во всей книге. Это обстоятельство отпугнуло некоторых людей от рассмотрения главы и лишило их желания изучать какую бы то ни было ее часть. Мы не станем, поступая подобным образом, обделять самих себя, а будем тщательно воздерживаться от утверждений, будто мы и только мы решили все проблемы, поднятые заключительными стихами.

Затем мы подходим к рассмотрению третьей, последней горы, к главам 10-12. В них содержится описание очень длинного видения, посланного Даниилу в старости. Содержание десятой главы знакомит нас с видением и рассказывает об обстоятельствах, в которых оно было послано. Мы узнаем о том, что это последнее видение исходило от Самого Господа Иисуса Христа! Благодаря видению престарелый пророк должен был сверхъестественно укрепиться духом.

Прежде всего, описание этого видения частично совпадает с содержанием главы 8. В нем объясняется, что на смену Персидской империи придет Греческая. Пророчество, продолжаясь, становится все более детализированным. В нем прослеживаются восхождение и падение Александра Великого и отношения между двумя восточными подразделениями империи, возникшими после его смерти. И вновь наше внимание сосредоточивается на карьере Антиоха Епифана и на жестокостях, совершенных им по отношению к народу Божьему. Однако, следя за изложением видения, мы вскоре обнаруживаем, что видим кого-то подобного ему, того главного гонителя благочестивых людей, который в конце истории займет центральное место на мировой арене. В конце концов мы начинаем полностью понимать, почему как об Антиохе, так и об этой грядущей личности можно упоминать на одном дыхании. Один из них является прообразом другого, и, как мы увидим из содержания глав 7 и 8, обоих можно назвать "небольшими рогами".

Однако мы не закрываем книгу, устрашенные силой зла. Мы убеждены в том, что эта сила в конце концов будет разрушена и что все, сохранившие верность Богу, обязательно обретут благословенное воскрешение и вечную славу. Самые последние слова призывают Даниила продолжать духовный образ жизни, и мы достаточно хорошо поймем содержание пророческих глав, если они вдохновят нас к тому же практическому выводу.