LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


10. Небольшой рог
из книги "Устоять в одиночку"

Стьюарт Олиотт

Пожалуйста, прочитайте 8-ю главу книги Даниила

Даниилу уже были показаны две картины будущего, в этой же главе речь пойдет о третьей картине. Существует некоторая параллель между истолкованием сна Навуходоносора, изложенным во 2-й главе, и видением четырех животных, приведенным в 7-й главе. В обеих главах речь идет о четырех грядущих мировых империях. Видение, изложенное в главе 8, также кое в чем совпадает с предыдущими видениями, но содержит и значительный объем новой информации. В вводном стихе Даниил вновь переходит от арамейского языка, на котором он писал начиная с 4-го стиха второй главы, к еврейскому языку.

Два предшествовавших видения были ниспосланы ему в дни, когда еще существовал Вавилон, то же относится и к этому видению. Оно показано Даниилу до того, как в третий год правления Валтасара персты руки человеческой известили его о гибели (1).

Оба предшествовавших видения являлись ночью. Это были сны. Но теперь видение не было сном. Оно было показано Даниилу в дневное время, когда он находился в полном сознании (2,27). Если он не был в сознании, когда появилось это видение, то каким образом мог лишиться чувств, когда видение исчезло?

Он был вознесен в Духе, но не погружен в сон. Он не "грезил наяву" в том смысле, в каком это выражение употребляется в наше время. Это было духовное видение, посланное в дневное время. В некоторых отношениях оно походило на предыдущее, потому Даниил и отмечает в конце стиха 1: "...после того, которое явилось мне прежде".

Даниил был мысленно перенесен в Сузы - город, которому после падения Вавилона предстояло стать столицей Персидской империи. Он увидел себя у реки Улая, которая в действительности была широким искусственным каналом, достигающим девятисот футов ширины. Этот канал соединял две известные реки таким образом, что судно могло свободно переходить из одной реки в другую. Именно здесь ему явилось видение, которое мы начинаем изучать.

Что увидел и услышал Даниил

С 3-го по 14-й стихи нам сообщается о том, что увидел и услышал Даниил.

Мысленно находясь около реки, он возвел глаза и увидел овна, у которого было два рога. Даниил обратил внимание, что один рог больше другого, и хотя оба рога были очень большими, высший рог появился позднее.

Овен с двумя рогами символизирует империю мидян и персов. Этот факт не допускает каких-либо предположений, поскольку в стихе 20 ясно говорится: "Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский".

Согласно истории, эти нации создали единую империю и добились падения Вавилона. Вначале преимущественное положение занимали мидяне, и именно из их среды вышел первый правитель объединенной империи. Мы уже знаем, что им оказался Дарий. Однако такая ситуация длилась недолго. Очень скоро господства добились персы, и на императорский престол взошел Кир. Символом Персии являлся овен, и каждый раз отправляясь на битву, персидский царь носил на голове его изображение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что овен, явившийся Даниилу в видении, символизирует Мидо-Персидскую империю.

Характер овна весьма агрессивный. Наблюдая за ним, пророк увидел, что тот толкает и бодает во все стороны, кроме востока (4). История свидетельствует, что особенно в царствование Кира мидяне и персы совершили многочисленные военные завоевания. В последнем видении к их империи были обращены следующие слова: "встань, ешь мяса много!" (7,5). Однако на востоке им не удалось захватить значительные территории, и даже того, что было ими завоевано, они вскоре лишились. То, что предстало пред взором Даниила в пророческом видении, в точности соответствовало историческим событиям, которые последовали позднее.

Однако события в видении разворачиваются дальше (5). С запада примчался - причем так быстро, что копыта его не касались земли - козел. У него был один рог, расположенный в центре головы.

"С запада шел козел по лицу всей земли". Кто же он? Это, как сообщает нам стих 21, Греческая империя. Под рогом имеется в виду "первый царь" (21), а именно Александр Великий. Копыта, не касающиеся земли, указывают на стремительность завоеваний Александра, а выражение "лицо всей земли" подразумевает их огромные масштабы.

Наблюдая дальше, Даниил видит, как козел сталкивается с овном (6)! Опустив голову и устремив вперед рог, рассвирепевший и несущийся вперед козел наносит удар овну, с сильной яростью опрокидывает его и топчет. Овен полностью уничтожен. Его два рога сломаны, сопротивление сокрушено, а туловище попрано. Он не может ни бежать, ни спастись. Это пророчество о полном порабощении и поражении Мидо-Персидской империи греками.

Затем мы читаем о том, что "козел чрезвычайно возвеличился" (8). Проникнувшись самомнением вследствие быстроты и значительности своих завоеваний, Александр Великий не мог обуздать переполнявшую его гордыню. Однако его высокомерие оказалось кратковременным. Он был сражен на вершине могущества: "Но когда он усилился, то сломился большой рог". Стих не уточняет, кто нанес удар, но это была незримая десница Божья. Стоило Ему простереть руку и ухватиться за большой рог, как тот был навеки сломлен.

Александра сменили четыре других царя (8). Греческая империя не прекратила существования. Жизнь козла не закончилась со смертью Александра. Сразу после его гибели империя распалась на пять частей, однако почти немедленно вслед за этим образовалось четыре особые части. Македония была под властью Кассандра, Фракия и Малая Азия - под властью Лисимаха, Сирия - под властью Селевка, а Египет - под властью Птолемея. Вместо одного большого рога возникли четыре других, менее заметных, однако ни один из них не достиг величия первоначального рога. И вновь не произошло ничего, что не было бы предсказано Писанием. То, что другие увидели только после свершившихся событий, Даниилу стало известно заранее, через пророческое видение.

Теперь, когда внимание Даниила направлено на четыре рога, он замечает, что "от одного из них вышел небольшой рог" (9). Начав с малого, он обрел великое могущество, которое стало простираться на юг и восток и далее "к прекрасной стране" - к обетованной земле Ханаана.

Не подлежит сомнению, что в девятом стихе подразумевается возвышение человека, известного в истории под именем Антиоха Епифана. Как и предсказывалось, он появился в одной из четырех частей Греческой империи, принадлежавшей Селевкидам, и вскоре после этого во главе огромной армии разграбил Египет. Затем он переключил свое внимание в сторону востока и захватил Персию и Армению. После этого он вторгся в Ханаан. Именно этот человек и есть, тот небольшой рог, о котором идет речь в данной главе.

Этот великий гонитель народа Божьего произошел из династии Селевкидов. Еврейскому историку Иосифу предстояло позднее написать о нем следующее: "И из их числа восстанет некий царь, который пойдет войной против евреев и их законов, лишит их формы правления, основанной на этих законах, разграбит храм и на три года воспрепятствует принесению жертв. И эти беды в действительности пришлось испытать нашей нации в правление Антиоха Епифана, как они и должны были произойти в точном соответствии с тем, что увидел и записал за многие годы до этого Даниил".

Этот небольшой рог "вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их" (10).

Что означают эти слова? Мы поймем их лучше, вспомнив, что, согласно книге Исход 7,4 и 12,41, колена сынов Израилевых назывались воинством Господа. Следовательно, здесь речь идет не об ангелах, а о преступлениях, совершенных Антиохом против Господнего народа, жестоко Преследуемого в те дни. Гонение на евреев было равносильно борьбе против неба. Это обстоятельство хорошо иллюстрируют слова, с которыми Иисус обратился к Савлу из Тарса, в то время врагу Божьего народа: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" (Д. Ап. 9,4).

Однако это не было концом богохульных деяний Антиоха. Конец его карьеры ясно предсказан в стихах 11 и 12. Он фактически бросил вызов Богу, "Вождю воинства сего". Он отменил все регулярно проводившиеся храмовые богослужения и хотя не разрушил здание храма, но осквернил его до такой степени, что им стало невозможно пользоваться. Все эти события, прежде чем они произошли, были записаны в 11-м стихе нашей главы.

Но о чем говорит стих 12? Подобно тому как ежедневно приносившиеся жертвы были преданы во власть Антиоха и он осквернил их, так и огромное количество сынов Израилевых было предано в его власть, и он поступил с ними согласно своей воле. Это тяжкие времена в истории Израиля, когда истина оказалась повергнутой на землю, а грешник без каких-либо препятствий творил зло и преуспевал в нем. Это пора немыслимых страданий народа Божьего. Все было во тьме, и казалось, будто свет больше не существует.

Таково было видение Даниила. Наблюдая за разворачивающимися событиями, он вдруг услышал слова, произносимые "одним святым", то есть ангелом (13).

Очевидно, этот ангел подробно излагал другому ангелу содержание именно тех событий, которые были показаны Даниилу в видении. В свою очередь, второй ангел задает вопрос: "Сколь долго будет длиться это ужасное положение? Какое время продлится над народом Божьим власть этого страшного человека? Сколь долго сможет Антиох Епифан творить свои прегрешения, богохульства и гонения?"

Ответ на эти слова дан в 14-м стихе: "Две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".

Учитывая, что в году триста шестьдесят пять дней - а большинство ученых сходится во мнении, что это наиболее верный метод толкования библейских чисел,- мы обнаружим, что данное число приблизительно соответствует шести годам и четырем месяцам. И она соотносится с тем, что произошло. С 171 по 165 годы до Р. X. Антиох Епифан жестоко преследовал евреев и продолжал творить свои мерзости. На протяжении последних трех с половиной лет этого периода в. Храме совершались языческие жертвоприношения. Восстание Маккавеев позволило вновь освятить и открыть храм для служения Иегове. Вскоре после этого Антиох умер. Обетование, данное в конце стиха 14, исполнилось. Все произошло в точном соответствии с тем, что ранее увидел и услышал Даниил.

Что означало это видение

Изучая эту главу, мы уже ссылались на Божественное истолкование видения, которое приводится начиная с 15-го стиха и до конца главы. Однако есть еще и некоторые не учтенные нами детали. Исследуя их, мы одновременно подчеркнем и те моменты, которые уже рассматривали.

Получив это видение, Даниил "искал значения его" (15). Неожиданно он увидел перед собой существо, которое не было человеком, но имело его облик. Обычно такими выражениями Библия описывает ангела, и очень скоро становится очевидным, что посетитель является именно им.

Вслед за этим Даниил услышал человеческий голос, дающий указание представшему перед ним ангелу (16). Жан Кальвин был прав, утверждая, что этот голос не мог принадлежать кому-либо, кроме нашего Господа Иисуса Христа. Кто, кроме Него, может повелевать ангелами? И кто еще может делать это человеческим голосом (еще одно доказательство Его будущего воплощения)? "Гавриил,- говорит Он,- объясни ему это видение!"

Существуют два ангела, имена которых указаны в Библии. Имя "Гавриил", упомянутое здесь, означает "человек Божий". О другом небожителе, архангеле Михаиле, мы прочитаем в Дан. 10,13.

Подчиняясь повелению Христа, Гавриил приблизился к Даниилу (17). Ужас охватил пророка, ибо он, грешный человек, оказался лицом к лицу с непорочностью. Он падает ниц, как сделал бы в подобной ситуации каждый из нас. Хотя он и не находится в непосредственной близости с Богом, все же присутствие Его праведного посланца достаточно для того, чтобы исполниться чувством собственного несовершенства. Однако чувство страха, овладевшее Даниилом, не мешает ангелу говорить. Он называет Даниила "сыном человеческим", подчеркивая слабость пророка, и подготавливает его к принятию божественного истолкования видения, которое ему послано.

"...Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!" (17).

Эти слова ни в коей мере не являются намеком на конец мира, поскольку отождествление небольшого рога с Антиохом Епифаном слишком очевидно, чтобы его не принимать во внимание. Речь в видении идет о времени греческого гонителя, а не о конце мира. На что же тогда может ссылаться Гавриил? Возможен только один ответ: ангел подразумевает завершение тех особых бедствий, с которыми предстояло столкнуться евреям перед наступлением мессианского царства.

Переживания Даниила, к которому ангел обратился со словами, оказались для него непомерными. Он был настолько потрясен и устрашен, что потерял сознание (18). Гавриилу пришлось коснуться его и помочь ему встать на ноги, прежде чем он смог продолжить истолкование.

Следующие слова, произнесенные Гавриилом, подтверждают наше понимание последней части стиха 17. "Вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени" (19).

Иначе говоря, видение относится ко времена конца гнева Божьего, которому теперь подверглись евреи, и произойдет в полном соответствии с предписанием Бога. Именно об этом поведал ангел. Те, кто относит исполнение видения к самому концу мира, предпочли свои теории словам ангела.

Трудно понять, каким образом кто-либо может упустить из виду то, что означает видение. Особо оговорено, что овен олицетворяет Мидо-Персию (20). Козел четко отождествляется с Греческой империей, а рог - с ее первым царем, которым был Александр Великий (21). Далее следует категорическое заявление о том, что четыре последующих рога - это та же Греческая империя, разделенная на части, которые, правда, лишены силы первого царя (22). Именно в конце их владычества и появится небольшой рог (23). Нужно обладать немалым воображением, а главное, совершенно уйти от боговдохновенного толкования, которое изошло из уст ангела, чтобы отнести видение к концу мира. Многие современные пророческие интерпретации этой главы явно противоречат словам небесного посланника.

Давайте рассмотрим стихи 23-25, в которых дано описание грядущего Антиоха Епифана. Он характеризуется как "царь наглый". Таким он и был. В историю он вошел как жестокий, решительный, неуступчивый и непоколебимый человек.

Далее говорится, что он "искусный в коварстве"; и действительно, история подтверждает, что Антиох неоднократно прибегал к обману, хотя его обмануть было трудно.

"И укрепится сила его, хотя и не его силою" (24). Антиох добился великих достижений, но не только за счет своей хитрости. Он ничего не достиг бы без воли Божественного провидения.

"И он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых". Согласно предсказанию, ему предстояло произвести значительные опустошения и все более усиливаться в своих злодеяниях. Сокрушив всех противников, он обрушил свою злобу на ветхозаветних евреев и на тех, кто принадлежал к остатку людей Божьих, возлюбивших грядущего Христа.

"И, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его..." (25). Это были времена, когда в стране процветал обман. "...И сердцем своим он превознесется..." Так и случилось. По мере того как продолжалось его царствование, он все больше преисполнялся самомнением. "...И среди мира погубит многих..." Эти слова точно передают наиболее характерный тактический прием, к которому прибегал Антиох. Он приветливо обходился со многими людьми, но как только они теряли бдительность и переставали остерегаться, сражал их. "...И против Владыки Владык восстанет..." И вновь предсказывается, что этот грядущий небольшой рог будет откровенно направлен против Бога. Богоборчество должно было стать самой характерной особенностью террористического правления Антиоха.

Тем не менее нам следует обратить внимание на окончание стиха 25: "...но будет сокрушен - не рукою". Камень, оторвавшийся от горы "без содействия рук", Разрушил идола, явившегося во сне Навуходоносору (2,34).

Пальцы руки известили Валтасара о грядущей гибели (5,5). Рука Божья незрима. Та же самая рука должна вызвать падение Антиоха. Каким бы великим ни был тиран, одного только взмаха незримой руки Божьей достаточно для того, чтобы удалить его с арены истории!

"Ты слышал истину, Даниил,- говорит ангел (26).- Теперь же сохрани видение, ибо запись того, что ты увидел, в будущем потребуется".

Так и случилось. Народ Божий, который во дни Антиоха Епифана переживал самые мрачные времена преследований и уничтожений, нуждался в утешении и обретал его на страницах этой главы книги Даниила. На протяжении всего этого периода святые Божьи находили утешение, сознавая, что этот грешный человек не смог бы оказаться на страницах истории без воли Божьей и что все творимые им беззакония, какими бы ужасными они ни были, есть не что иное, как деяния, предсказанные Богом за столетия до их исполнения. Они знали, что наступит запланированное Богом время, когда исполнится все, о чем говорит 25-й стих, и Антиох будет устранен. Это знание приносило им в те страшные времена несказанное утешение.

Такое воздействие оказало это видение на грядущие поколения. Но как оно подействовало на человека, который первым его воспринял? Об этом нам рассказывает стих 27. Даниил был настолько потрясен всем увиденным, что какое-то время не мог из-за болезни служить царю. Он был не в состоянии приступить к работе. Но даже тогда, когда он к ней вернулся, впечатление, произведенное на его мысли видением, долго не могло изгладиться из его памяти. Пророчество по-прежнему приводило его в смятение и не поддавалось пониманию тех, кто о нем слышал. Даниил не мог равнодушно отнестись к откровению, поведавшему о грядущем господстве зла.

Что это означает для нас

Мы не можем закончить изучение этой главой, не взяв из ее содержания некоторые уроки для самих себя.

Один из уроков мы извлечем, заметив тот факт, что грядущий Антиох Епифан именуется здесь "небольшим рогом" (9). В предыдущей главе мы читали о другом небольшом роге - человеке, который явится в конце времен и заставит народ Господень претерпеть такие страдания, каким они никогда ранее не подвергались. Несомненно, нам очень трудно поверить в то, что приход такого человека является непреложным фактом и что он будет устранен так просто, как мы об этом узнали.

Но в изучаемой нами главе об Антиохе говорится как о небольшом роге. Он явился в точном соответствии с тем что предречено о нем, и был устранен без вмешательства людей, как это и предсказывалось. Тем, кто впервые услышал пророчества о нем, несомненно, было трудно в них поверить. Однако это не помешало их осуществлению. Столь же неотвратимо исполнение ожидаемых нами будущих событий, и нам следует жить, принимая во внимание эти предсказания. Мы должны серьезно воспринимать несомненность прихода антихриста. А неизбежность его гибели должна наполнить наши сердца радостью!

Однако почему как Антиох, живший в конце второго столетия до Р. X., так и человек греха, который явится в конце времен, названы небольшими рогами? Ведь они - несхожие, различные люди. Один из них уже приходил, другому же только предстоит прийти. Почему же понадобилось описывать их идентичными выражениями?

Это объясняется тем, что они, в самом подлинном значении слова, совершенно тождественны друг другу. Новый Завет проливает свет на этот вопрос. Он предсказывает нам приход антихриста. И даже больше; он говорит Нам о том, что дух антихриста уже присутствует в мире, и что уже явилось много антихристов (1 Иоан. 2,18-19; 4, 3; 2 Иоан. 1,7). Предшествовавшие антихристы названы так же, поскольку они, подобно последнему из их числа, являются его предвестниками. Он превзойдет их своей Властью и мерой беззакония. Однако по своей сущности он не будет отличаться от своих предшественников. Он окажется таким же, какими были они, но только в большей степени. Его приход не повлечет за собой того, что не испытывалось никогда прежде. Он явит то, что уже видели тысячу раз, но с гораздо большей силой.

Много небольших рогов возникнет перед появлением последнего рога. Антиох Епифан был одним из них. Бесчисленное количество других людей, приходивших в Этот мир, бросали вызов Богу и со злобой обрушивались на Его народ, преисполнившись решимостью погубить его. Вспомните Нерона, почти неисчислимое количество пап, Гитлера, Хрущева, Мао Цзе-дуна и президента Албании Энвера Ходжу. Все они - примеры небольших рогов.

Однако нам следует помнить о том, что для Бога все они - небольшие рога. Нас впечатляет их власть, но ни один из них не обладает величием в Его глазах. Их надменные слова могут звучать самоуверенно. Их могущество может казаться вечным. Но для Бога это не имеет значения. Он пренебрегает их преходящей властью. Он устраняет их согласно Своему желанию и с такой же всемогущей легкостью устранит последнего антихриста. Если такова Его воля, Он сметает их одного за другим, и единственное отличие последнего из них состоит в том, что черед его наступит в конце времен.

Как ничтожна в глазах Бога человеческая власть! Для Него великая Мидо-Персидская империя значит не более, чем криворогий овен. Могущество Греции - всего лишь лохматый козел, а непобедимый Александр Великий - хрупкий рог, который можно сломать пальцами!

Но как обстоит дело с Антиохом Епифаном? Хотя царство его никогда не было очень большим, для Бога оно более значительно, поскольку его правитель бросил вызов небу. Именно поэтому в данной книге ему уделено столь значительное место по сравнению с уже упомянутыми империями. Бог не оценивает мировые события так, как это делаем мы. Относительное значение режима или события Он измеряет в зависимости от воздействия, оказываемого на Его народ. В конце концов, касающийся их касается зеницы Божьего ока. Антиох обращался с евреями с такой жестокостью, какой более крупные империи никогда не допускали в отношениях с этим народом. Книги по мировой истории, содержащие целые тома сведений о Персии и Риме, уделяют очень незначительное внимание деятельности Антиоха. Но не так обстоит дело с Богом. Он замечает детали всех его поступков и заверяет Свой народ, что этот царь "будет сокрушен не рукою". Мир не задумывается над судьбой этого народа. Но бесконечный Бог думает. Он заботится о том, что принадлежит Ему.

Сколь велик Бог! Каким образом может Он открывать Своему пророку события будущего за столетия до того, как они произойдут? Это объясняется тем, что Он - Бог истории и все события во вселенной подчинены Его верховной воле. Как утешительно знать, что никакая сила зла не может возникнуть без Его особого решения. Насколько приятно сознавать, что Тот, Кто властвует над историей, гарантирует конечное торжество Своего Сына над любым правлением и властью и что любое проявление зла в конце концов будет подавлено! Сколь безумна борьба с таким Богом! Как мудр тот, кто живет с Ним! Как убедительно звучит следующий аргумент: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим. 8,31).

Ангел Гавриил, посланный Богом

Прежде чем перейти к изучению следующей главы, нам следует обратить внимание еще на один момент. Мы читали об ангеле Гаврииле, приносящем на землю послание от Бога. Нам следует помнить о том, что он поступал таким образом не один раз.

Когда потребовалось возвестить рождение Иоанна Крестителя, Гавриил явился его отцу со следующими словами: "...Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан Говорить с тобою и благовестить тебе сие" (Лук. 1,19). Так Захария встретился с Гавриилом.

В шестой месяц беременности Елисаветы "послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из Дома Давидова; имя же Деве: Мария" (Лук. 1,26-27).

Святой ангел возвестил рождение двух младенцев! Когда родился первый младенец, отец его воспел восторженную хвалу, а о будущем Христе, Которому вскоре предстояло родиться от Марии, сказал следующее: "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего" (Лук. 1,68-69).

В 8-й главе книги Даниила мы прочитали о различных рогах: об одном роге, выросшем из другого, о сломанном роге, о возникших впоследствии четырех рогах и о небольшом роге, который вырос на месте одного из четырех. Однако человек, которому Гавриил приносил послание, говорит здесь о совершенно ином роге!

Как мы видели, в Писании рог считается символом царственной власти. Наша глава повествует о многих проявлениях власти человеков, которые приходили и уходили. Захария же, пророчествуя о приходе Христа, говорит нам, что этот рог дал нам Сам Бог. Рог, созданный самим Богом, пришел в мир.

Он рассказывает нам о том, что любые другие правительства и власти обречены на неудачу. Бог же обладает рогом. У Бога есть Тот, Кто будет управлять и царствовать. Это еще раз подчеркивает одну из главных тем, содержащихся в книге Даниила. Нет более продолжительной власти, чем та, которая принадлежит Господу Иисусу Христу!

Не овен, не козел, но Агнец

Как сын Захарии, повзрослев и начав свое служение предтечи обетованного Мессии, назвал Его? "...Вот Агнец Божий..." (Иоан. 1,29).

Когда апостол Иоанн получил привилегию наблюдать символическое видение неба, кого он увидел в качестве носителя власти? Был ли это овен или козел? Он увидел льва - льва, о котором говорится: "Агнец, как бы закланный" (Откр. 5,5-6).

Когда приходили и уходили все другие рога, Бог по-прежнему обладал рогом! В то время, как арену истории пересекали овны и козлы, у Бога был Агнец! И все небожители говорят: "...Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков" (Откр. 5,12-13).

Наши мысли не могут не перенестись с 8-й главы книги Даниила к тем другим упоминаням. Одно заставляет думать о другом, особенно потому, что державы, о которых идет речь в нашей главе, столь очевидно преходящи. Задавая себе вопрос, где же можно найти непреходящее правление и власть, мы сразу вспоминаем, что провозгласил Бог относительно Агнца, рога нашего спасения.

Именно поэтому, находясь на своем рабочем месте или в учебной аудитории, мы без колебаний можем встать на сторону Христа, даже если мы выступаем в одиночку. Мы по-прежнему можем смело отождествить себя с Ним даже тогда, когда все наши родственники или соседи станут Его игнорировать или отвергать. Любая другая власть преходяща. Ни одно царство, кроме того, что принадлежит Ему, нe одержит победы. Исчезнет все, что наносит вред Его народу, сам же он никогда не будет Предан забвению. Этот народ вооружен гарантиями, которые позволяют:

Иметь мужество быть Даниилом!

Иметь мужество устоять в одиночку!

Иметь мужество твердо придерживаться цели!

Иметь мужество провозглашать эту цель!