LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Суд

из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд

В соборной церкви Св. Марии в Уорвике есть настенное изображение Страшного суда. Оно относится к 1678 г. и украшает часовню Бошам, где находятся гробницы графов Уорвиков, относящиеся к XV-XVI в. В левой части картины, справа от Христа, показано, как праведники возносятся на небеса, а другая часть изображает, как грешники низвергаются в ад. Первоначально, до того как поблекли краски, это было, вероятно, мощное визуальное средство воздействия, и исторические события сделали его еще более мощным. В 1694 г. пожар в Уорвике повредил изображение ада в правой нижней части картины, так что с тех пор несчастные грешники погружались в истинное небытие, в то время как другая сторона картины осталась совершенно неповрежденной.

В первые столетия христианской эры получило значительное развитие представление о суде — важнейшем элементе как иудейской, так и христианской концепции конца времен. Христианское учение последовательно отражает иудейское, но в нем важную роль играет нарисованная Иисусом картина отделения овец от козлов:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы... и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф. 25:31-33).

Разделение зависит от того, проявляли ли эти люди сострадание при жизни — давали ли пищу голодным, посещали ли больных, — и Царь говорит праведникам: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Стоящие справа от Царя входят в Его Царство, стоящие слева получают муку вечную.

Глава 20 Откровения Иоанна Богослова изображает суд так: открываются книги, в которых записано все, что люди сделали, живя на земле. Процесс прост: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Отк. 20:15). Здесь ясно сказано, что суд происходит в конце времен, а не в день смерти человека. Умершие воскрешаются для суда, и если они не заслуживают вечной жизни, их приговаривают к смерти второй, озеру огненному (ст. 14). Конечно, здесь возникают новые вопросы — и прежде всего, что происходит между смертью и последним воскрешением, — которые занимают теологов на протяжении столетий.

Со временем первоначально четкая библейская картина становилась все более сложной. Одна из дополнительных деталей, пользующихся популярностью, — взвешивание душ на весах, что на свой лад использовали художники. В Национальном музее католического искусства в Барселоне хранится передняя часть алтаря XIII в., изображающая, как архангел Михаил взвешивает голову человека, лежащую на одной чаше весов, в то время как дьявол жульничает, украдкой пытаясь тащить вниз противоположную чашу.