LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Огонь как признак конца

из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд

Огонь — удивительно яркий символ. Как природное явление, он связан с другими признаками надвигающейся беды: вспышками молний, извергающимся вулканом.

Но кроме того огонь — еще и всепроникающий религиозный и мифологический элемент. В зороастризме он почитается как животворная сила, очищающая мир от зла. В иудейских писаниях это символ божественной силы: Бог говорит к Моисею «из среды огня» (Втор. 4:12), и сам Он описывается как «огнь поядающий» (Втор. 4:24). Иеремия сравнивает с огнем всемогущее Слово Божье: «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:29), а в Новом Завете Дух Святой является ученикам в день Пятидесятницы в виде «огненных языков» (Деян. 2).

Как признак конца огонь неизбежно принимает на себя большую смысловую нагрузку, чем может показаться на первый взгляд, и верующие не могут не принимать его всерьез.

В апокалиптических писаниях огонь — не просто признак, это особый символ бедствия перед концом: он сжигает землю. Многочисленные значения этого символа собраны воедино в 16-й главе Третьей книги Ездры:

Господь сильный посылает бедствия, — и кто отвратит их? Исшел огонь от гнева Его, — и кто угасит его? Он блеснет молнией, — и кто не убоится? Возгремит, — и кто не ужаснется? <...> Вот, посылаются бедствия, и не возвратятся, доколе не придут на землю. Возгорается огонь, и не угаснет, доколе не попалит основания земли (3 Езд. 16:8-10,14-15).

Петр в своем Втором послании подхватывает эту идею и соединяет ее с учением Иисуса, что конец придет, «как тать ночью», когда люди менее всего ожидают его:

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, сртихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10).

Английская поэма XIII в, «Судный день» отражает эту традицию. О пожирающем огне говорится как о заключительном бедствии перед концом:

Тот огонь придет в мир однажды ночью в субботу,
Сжигая весь этот мир, как предопределено Христом.

И все же сегодня в сознании людей образ огня прежде всего связан с адским пламенем. Эта традиция также имеет древнюю историю, восходя к существовавшей на древнем Ближнем Востоке ассоциации между огнем и судом, которая отражена в том, что Бог наказывает Содом и Гоморру огнем и серой (Быт. 19:24). Образ огня, используемого не только для очищения, но и для проверки ценности чего-либо (как рафинирующая печь испытывает золото огнем), часто встречается в Новом Завете. Апостол Павел проводит связь между испытующим огнем и судом:

Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор. 3:13).

В «Завете Авраама», работе, по-видимому, иудейского происхождения, пользовавшейся большой популярностью в первые века христианства, огонь ассоциируется с работой ангелов, которые оценивают поступки людей: стоящий справа от Бога ангел записывает добрые дела, стоящий слева — злые. Стоящий справа, Докиель, держит в руке точно отрегулированные весы, на которых взвешивает добрые и злые дела и таким образом отправляет божественное правосудие. Другой ангел — архангел Пируель, который

...имеет власть над огнем и испытывает огнем дела человеческие. Если огонь сжигает дела человека, ангел берет его и относит в место, отведенное для грешников, в ужасное место наказания. Если огонь, испытующий дела человека, не трогает их, человек считается праведником... Так... все в людях проверяется с помощью огня и весов («Завет Авраама», XIII, 17—20).

Связанные с огнем образы весьма сложны. Поскольку к существующим значениям постоянно добавлялись новые, нетрудно представить, сколь ужасающим представление об огне как о признаке конца становилось для простых людей, которые и без того смотрели на него как на природное явление, более других внушающее благоговейный страх. И именно образы, связанные с огнем, пленяли воображение художников на протяжении веков.