LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Два свидетеля

из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд

«И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Отк. 11:3). В Ветхом Завете есть два персонажа, которые, не узнав смерти, были взяты прямо на небеса, и в христианской традиции они скоро стали отождествляться с двумя свидетелями из 11-й главы Откровения. Первый из них — Енох, о котором кратко упоминается в главе 5 Книги Бытие как о благочестивом человеке, жившем до потопа. Бог взял его (Быт. 5:24) в сравнительно молодом возрасте — ему было 365 лет (цифра многозначительная), в то время как его сын, Мафусал, жил до 969 лет.

Автор Книги Премудрости Соломона (как позднее и автор Послания к Евреям) изображает Еноха выдающимся праведником и приписывает его вознесение на небеса желанию Бога сохранить его непорочность:

Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его (Прем. 4:10-11).

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова также видит в нем образец необычного человека. Енох включен в список известных людей (гл. 44) как человек, который «угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов» (44:15). Кроме того, в Книге Юбилеев он изображен как человек, обладающий выдающимися научными знаниями:

Он был первый из сынов человеческих, рожденных на земле, который научился письму, и знанию, и мудрости; и он описал знамения неба по порядку их месяцев в книге... Он прежде всех записал свидетельство, и дал сынам человеческим свидетельство о родах земли... И что было и что будет, он видел в своем сне, как произойдет это с сынами детей человеческих в их поколениях до дня суда (Книга Юбилеев 4:17-19).

Как сказано в Книге Юбилеев, праведность и мудрость Еноха определила его особое положение в мировой истории:

И жизнь Ноя на земле была знаменитее, чем жизнь остальных сынов человеческих, ради его справедливости, в которой он усовершился, кроме только Еноха; ибо история Еноха была предназначена во свидетельство для родов вечности, чтобы показать все, что случится с родами родов до дня суда (Книга Юбилеев 10:17).

Енох также появляется как кульминационная фигура еще одного предания, — предания о явлении Сына Человеческого (см.: Дан. 7:13). В 1 Ен. 71 автор описывает, как дух Еноха, взятый на небеса, приветствуют ангелы и архангелы, и один из них говорит: «Ты — сын человеческий, рожденный для правды, и правда обитает над тобою, и правда Главы дней не оставляет тебя... И таким образом возле того Сына человеческого будет долгая жизнь, и мир наступит для праведных...» (14, 17). Эта цитата ясно свидетельствует о популярности Еноха и о значимости этой личности в период между Заветами.

Широко распространено мнение, что Енох был популярной фигурой у евреев Вавилона и на Востоке, поскольку во всей легенде весьма ощутимо вавилонское влияние. Подобно волхвам с Востока из евангелических повествований, Енох наделен всеобъемлющими знаниями о звездах и их движении; описание же наказания падших ангелов в 1 Ен. 67 перекликается с зороастрийским учением об испытании расплавленным металлом.

Несмотря на широкий интерес к личности Еноха, который существовал во времена написания Книги Откровение, никак нельзя сказать, что комментаторы согласны, что именно он является одним из свидетелей, упомянутых в 11-й главе. Вероятно, это можно объяснить меньшим интересом к нему со стороны христианских писателей, не принадлежавших к давней иудейской традиции, связанной с Енохом. С другим вероятным свидетелем дело обстоит иначе.

Предание о том, что пророк Илия вернется в последние дни, пронизывает христианские писания и верования о последних временах на протяжении всей истории. Возможно, это объясняется тем, что Илия, вместе с Моисеем, появляется с Христом в момент преображения (Мк. 9:4) и в последующем разговоре Иисуса с учениками Иисус не отрицает, что «Илия должен придти прежде и устроить все» (Мк. 9:12). В этом контексте, однако, Иисус, по-видимому, подразумевает, что роль Илии выполняет Иоанн Креститель.

Илия был взят на небеса гораздо более эффектным способом, чем Енох — унесся в вихре на огненной колеснице с огненными конями (4 Цар. 2:11). Вера, что великий пророк Израиля вернется, наиболее полно во всем Ветхом Завете выражена в заключительных стихах Книги Пророка Малахии, которая является завершением всего собрания книг так называемых малых пророков:

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я при-шед не поразил земли проклятием (Мал. 4:5-6).

Роль Илии как миротворца и, в особенности, как человека, восстановившего Израиль, подчеркивает автор Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, который, перечисляя знаменитых людей, говорит, что Илия «предназначен был... в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, — обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова» (48:10). В то же время у Илии есть и другие задачи: помазывать Мессию и пробуждать мертвых в судный день.

Как Илия, так и Енох были взяты с земли таким образом, который служит прообразом вознесения Христа. В ранней христианской традиции считалось, что должен вернуться один Илия, однако через пару столетий более широкое распространение получила идея о двух свидетелях. (Позднее орден францисканцев выступил с утверждением, что св. Франциск и есть Илия и что два свидетеля — это монахи-францисканцы.) Их задача в последние времена — бороться с антихристом и привести к вере сбившихся с пути христиан. По некоторым версиям, их убивают, но через три с половиной дня они воскресают и присоединяются к святым на небесах. Другие источники видят их задачу исключительно в том, чтобы обратить евреев, которые первоначально могли оказаться последователями антихриста.

С началом Реформации и ее наступления на средневековую схоластику вера в телесное возвращение Еноха и Илии стала постепенно исчезать. Как отмечает Эммерсон, «большинство протестантских экзегетов подчеркивают, что „дух" Илии присутствовал в Иоанне Крестителе (Мф. 11:14), что тот же „дух" сегодня присутствует в учении Писания и что опасно ожидать физического возвращения Еноха и Илии». Однако это утверждение предполагает широкие возможности поиска двух свидетелей не среди библейских персонажей, а среди живущих в данный момент людей.